ХАРАКТЕР РУССКОЙ ЖЕНЩИНЫ | Студия аппаратного педикюра
Студия аппаратного педикюра

ХАРАКТЕР РУССКОЙ ЖЕНЩИНЫ

Непостижимый, противоречивый русский женский характер, в котором слились воедино сила и нежность, стойкость и покладистость, любовь и самоотречение.

Образ русской женщины окутан флером тайны, раскрыть которую давно стремятся русские писатели. Отечественная литература представляет читателям целую галерею характеров русских женщин, самых разных, но всех их роднит искренность чувств и мыслей, цельные, живые натуры. Говорят, что сейчас таких уже не встретишь, но если присмотреться, то и современные русские женщины во многом схожи со своими литературными сестрами. Да, мы живем в другое время и в другом обществе, но и сегодня быть русской женщиной — это уже заслуга.

Со времен Татьяны Лариной женские характеры становятся гораздо более сильными, чем мужские, более того они им противопоставляются. Прожигатель жизни Евгений Онегин, плывущий по течению и мало о чем задумывающийся Алексей Вронский, завернувшийся в халат и практически не поднимающийся с дивана Илья Обломов, полностью опустившийся после потери жены и любимой Юрий Живаго, транжира и мот Сергей Паратов… На их фоне густыми, сочными мазками написаны портреты русских женщин.

Татьяна стала первой главной героиней русского романа — и в этом была смелость поэта, да и сам роман скорее мог бы носить название «Татьяна Ларина». Бум на «женские» названия литературных произведений случился чуть позже: «Анна Каренина», «Ася», «Машенька», «Анна Снегина», «Любовь Яровая»…

Сильные женские характеры явление не только литературное, но и реальное. Жалобами на безразличие и лень мужей, на рукоприкладство и измены пестрят женские форумы. Да и в своем окружении вы наверняка встречали женщин, которые тянут на себе работу, и детей, и быт. Встречаются и счастливые исключения, но и в таких тандемах женщина — источник энергии для партнера. Быть сильной — привычка, впитанная с ранних лет.

femmes russes во всем мире славятся своей красотой и обаянием. Причем красота эта — не в канонической правильности черт лица, а в содержании. Булгаковская Маргарита привлекала огоньком, горевшим в ее глазах. Татьяна Ларина — задумчивостью и внутренней чистотой. Наташа Ростова — живостью и непосредственностью. Особенно часто писатели подчеркивают красоту глаз, которые, как известно, «зеркало души». Это и «удивительные, трогательные глаза» чеховской Любови Андреевны Раневской, большие, строгие глаза некрасовской Матрены Тимофеевны или блестящие серые глаза, «казавшиеся темными от густых ресниц», Анны Карениной.

Классический пример русской красавицы представляет нам Некрасов в поэме «Мороз. Красный нос»: «Есть женщины в русских селеньях, с спокойною важностью лиц, с красивою силой в движеньях, с походкой, со взглядом цариц».

Порой авторы намеренно подчеркивают отсутствие у героини внешней красоты, побуждая читателей заглянуть вглубь ее прекрасной души. Так представляет нам свой «милый идеал» Пушкин: «Итак, она звалась Татьяной. Ни красотой сестры своей, ни свежестью ее румяной не привлекла б она очей».

Наташа Ростова впервые предстает перед нами как «некрасивая, но живая девочка».

Иногда же, наоборот, героини отличаются удивительной красотой. Варенька («После бала» Л. Толстого) была «в молодости… прелестна: высокая, стройная, грациозная и величественная». Редкой красавицей была бедная Лиза, которая покорила Эраста при первой же встрече.

Но красота русских женщин — не только дар природы, но и результат упорного труда над собой. Русские женщины заботятся о себе с молодости: следят за модой, умеют сделать макияж и прическу. Они не позволяют себе выйти на улицу в мятой одежде и даже мусор выносят на каблуках. И все это делается с единственной целью — завоевать внимание и сердца мужчин.

Для русской женщины важны семейные ценности. И русские выходят замуж в целом раньше, чем их европейские сверстницы. Последним необходимо сначала самим встать на ноги, построить карьеру и обустроить дом. А русские, не только женщины, но и мужчины, благодаря прочным семейным связям могут рассчитывать на помощь и поддержку бабушек-дедушек. Поэтому семью они часто успешно совмещают с карьерой — и в этом тоже особенность характера русских женщин. Но мерилом женского успеха в глазах общества, как бы ни противились этому отдельные представительницы прекрасного пола, до сих пор было и остается замужество.

Случается, что приверженность семье, детям превращается у русской женщины в жертвенность. Примеры героинь, которые видят свое предназначение в семье, представляет нам классическая литература. Лариса Огудалова готова выйти замуж за Карандышева: «Я думала, что семейные обязанности наполнят мою жизнь и помирят меня с ней».

Полностью растворяется в заботах о муже и детях Наташа Ростова: «Предмет, в который погрузилась Наташа, — была семья, то есть муж, которого надо было держать так, чтобы он нераздельно принадлежал ей, дому, — и дети, которых надо было носить, рожать, кормить, воспитывать».

Русская женщина — мать. Наталья, нелюбимая жена Григория Мелехова («Тихий Дон» М. Шолохова), впервые заслуживает нежного взгляда супруга, родив близнецов и засияв «какой-то чистой внутренней красотой». Ближе родной матери становится для снохи мать Григория Ильинична. Она — оплот семьи, мудрая и спокойная женщина. Не суетясь попусту, успевает и дом содержать в порядке, и уделить внимание всем детям, их душевным переживаниям, и укротить гневливого мужа.

Часто жизнь ставит героинь перед выбором: Любовь, или долг. И на этот вопрос нет однозначного ответа.

Оставаться верной мужу, отвергая любовь, которая не померкла с годами, выбор Татьяны Лариной. Она не может отказаться от своего положения в обществе — богатой и знатной дамы, жены князя и генерала. Наталья Коршунова, тихая и ласковая героиня шолоховского «Тихого Дона», прощает нелюбовь и измены мужа, Григория Мелехова.

Современные женщины часто тоже готовы мириться с недостатками мужа, пьянством, побоями, изменами, до последнего стараясь сохранить семью…

На противоположном полюсе другие женщины — они готовы ради любви на любые жертвы. И любовь эта стихийная, метафизическая, непостижимая для разума. Любовь — это сама жизнь.

В тургеневской Асе сочетаются «доброе сердце» и «бедовая голова». Она искренняя, честная, подвижная. И ее чувства могут быть только такими же непосредственными: «Как она глубоко чувствует и с какой невероятной силой высказываются в ней эти чувства; это находит на нее так же неожиданно и так же неотразимо, как гроза».

Лиза, скромная, трудолюбивая, совершенно отдалась Эрасту, она «им только жила и дышала, во всем, как агнец, повиновалась его воле и в удовольствии его полагала свое счастие», любила его больше, чем себя. («Бедная Лиза» Н. Карамзина). Смысл жизни надеялась найти в любви к красавцу-офицеру Алексею Вронскому Анна Каренина. Она уходит от мужа и оставляет сына, чувствуя себя при этом преступницей. Нарушив законы долга и нравственности, царившие в обществе, она лишается друзей, все отвергают ее. Итог: единственный выход, который она видит, — смерть.

Свое сердце отдала Борису и Катерина Кабанова («Гроза» А. Островского). «Кабы ты поманил меня, я бы и пошла за тобой: иди ты хоть на край света, я бы все шла за тобой и не оглянулась бы». Долг женщины, жены не позволяет ей утаить эту связь от мужа, и, не в силах больше выдерживать его деспотизм и деспотизм свекрови, она бросается в Волгу. Оставила богатого мужа и посвятила свою жизнь бедному Мастеру булгаковская Маргарита и даже заплатила земной жизнью за право оставаться с ним в жизни иной.

Не в силах противостоять чувствам «бесприданница» Лариса Огудалова. Она бросает своего жениха и едет на ночную прогулку с Сергеем Паратовым, который уже один раз обманул ее. Но она все же надеется, что он женится на ней. Будучи обманутой и второй раз. Лариса понимает, что ей никогда уже не выйти замуж. Погибая от руки ревнивца-жениха, она считает это благодеянием.

Лара Гишар («Доктор Живаго» Б. Пастернака) говорит, что если бы ей пришлось выбирать между любовью и долгом, то: «…Я бы не устояла против зова прошлого, зова верности. Я пожертвовала бы всем, даже самым дорогим».

Феминизм, к слову, который шествует по всему миру, практически не затронул Россию. Как ни парадоксально, но причина в том, что именно советская Россия стала одной из первых стран, где женщины получили равные права с мужчинами, в том числе право на доступное бесплатное высшее образование. Во многом как раз благодаря этому русские женщины славятся своим умом. «Чем русская блондинка отличается от женщины вообще? Русская блондинка умеет играть в шахматы». Эта американская шутка как нельзя лучше характеризует отношение к IQ русских дам. И правда, воинствующий феминизм в России гораздо менее жизнеспособен. Любая женщина здесь будет рада, если ей уступят место в общественном транспорте, подадут руку при выходе или откроют дверь. В России принят традиционный взгляд на роль мужчин и женщин. Женщина — хозяйка в доме и мать. Да, многие девушки стремятся получить хорошее образование, состояться в профессии, но это никак не отменяет семьи и рождение детей. Недаром даже слово «вуз» в шутку расшифровывается как «выйти удачно замуж». Работают же русские женщины часто не для карьеры, а для денег — на одну зарплату супруга просто не прожить. И сохраняют трудолюбие и энергичность до старости.

Словом, портрет русской женщины, вне зависимости от времени и ее положения в обществе, противоречив и многолик. А русский женский характер — это мозаика разнообразных чувств и поступков, мыслей и эмоций, из которой складывается узор жизни, яркий и неповторимый.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *